Он вернулся
Федеральный мобильный оператор Yota проследил, как менялся интернет-трафик клиентов, потраченный на VPN-сервисы с 3 января по 3 июля 2022 года.
Число пользователей Surfshark VPN увеличилось в 387,2 раза с начала января.
Процент пользователей VPN-сервисов в общем числе клиентов Yota начал расти на неделе с 21 февраля, наибольший скачок произошел с 14 по 20 марта — на 11% по сравнению с предыдущей неделей. К началу апреля пользователей таких приложений стало в 53,5 раза больше, чем в январе. Затем этот показатель пошел на спад.
На неделе с 4 по 10 июля 16,8% клиентов Yota продолжали пользоваться VPN-сервисами, что на 6% меньше, чем в пиковую неделю с 14 по 20 марта. На неделе с 4 по 10 июля количество пользователей таких сервисов было в 39,2 раза больше, чем за первую неделю года.
Процент VPN-сервисов в общем объеме трафика Yota начал расти также на неделе с 21 февраля. В последнюю неделю марта клиенты Yota потратили в 69 раз больше трафика на VPN-сервисы, чем в первую неделю января.
В апреле доля трафика на VPN-сервисы снизилась, однако в начале мая, а затем в начале июня этот показатель достиг новых пиков: 3,2% и 3,3% от общего трафика соответственно.
За неделю с 4 по 10 июля 2,5% от общего трафика Yota было потрачено на VPN-сервисы, что в 66,4 раза больше, чем за первую неделю года.
Всего три приложения поделили между собой более 90% доли в трафике клиентов Yota на VPN-сервисы с 3 по 9 января. Этими VPN-сервисами были: OpenVPN, iCloud Private Relay и WireGuard.
Однако за полгода многое изменилось, и рейтинг VPN-сервисов по доле в трафике за первую неделю июля выглядит совершенно иначе. На первом месте снова OpenVPN с 40,28%. На второе поднялся WireGuard, прибавив более 25% в доле, — 39,80%. С предпоследнего места в январе на третье место в июле поднялся Surfshark VPN — 14,63%.
Как изменились доли в трафике на VPN-сервисы с января по июль
03.01−09.01 27.06−03.07
OpenVPN 54,86% OpenVPN 40,28%
iCloud Private Relay 22,36% WireGuard 39,80%
WireGuard 14,23% Surfshark VPN 14,63%
Touch VPN 3,05% ExpressVPN 2,68%
1.1.1.1 WARP 2,96% iCloud Private Relay 2,22%
ExpressVPN 0,91% VPN by Private Internet Access 0,30%
VPN by Private Internet Access 0,67% CyberGhost VPN 0,05%
Surfshark VPN 0,64% 1.1.1.1 WARP 0,04%
CyberGhost VPN 0,32% Touch VPN >0,01%
Именно Surfshark VPN показал наибольший прирост количества пользователей и объема трафика с января по июль: в 387,2 раза и в 198,7 раза соответственно. Возможно, на это повлияла серия рекламных интеграций с российскими блогерами, запущенная компанией еще в конце марта.
Также прирост показателей зафиксирован у следующих сервисов:
- ExpressVPN: прирост трафика в 25,6 раза, пользователей — в 7 раз.
- WireGuard: прирост трафика в 24,4 раза, пользователей — в 16,5 раза.
- OpenVPN: прирост трафика в 6,4 раза, пользователей — в 16,3 раза.
- VPN by Private Internet Access: прирост трафика в 4 раза, пользователей — в 3,4 раза.
- CyberGhost VPN: прирост трафика в 1,3 раза, пользователей — в 3 раза.
Заметно потеряли в объеме трафика два сервиса: Touch VPN (в 147,5 раза) и 1.1.1.1 WARP (в 10 раз). При этом количество их пользователей уменьшилось незначительно. Показатели 1.1.1.1 WARP снизились после 16 марта, когда появились сообщения о блокировке сервиса Роскомнадзором, после этого объемы трафика и количество пользователей так и не восстановились.
Показатели Touch VPN снизились в начале апреля. В это же время компания выпустила обновление, в котором появилось ограничение: до 500 Мб в день на бесплатном тарифе. Чуть позже появились и жалобы клиентов о сбоях в работе VPN-сервиса. Объем трафика на iCloud Private Relay также снизился в 1,2 раза, при этом число пользователей выросло в 1,5 раза.
«Мы в Yota уже проводили подобное исследование VPN-сервисов в начале апреля этого года. На тот момент был виден резкий и значительный прирост трафика и количества пользователей. Однако теперь можно увидеть, что ситуация с VPN-сервисами и протоколами стабилизировалась. Видимо, не для всех установивших VPN-сервисы оказалось необходимым использовать их, о чем и говорит снижение количества пользователей», — прокомментировала Ирина Пюскюлян, директор по маркетингу Yota.